Задание 5.3. Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне расположения центра.
ГУО «Добрушский районный центр дополнительного образования» |
|
Участники (12 человек): обучающиеся объединения по интересам ««Экоtime», педагог Большакова А.А. Дата выполнения: май 2021 года |
|
№ п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
1 |
Вершинина Валерия Валерьевна |
2 |
Галкина Анастасия Александровна |
3 |
Грац Анастасия Владимировна |
4 |
Ковалева Алеся Николаевна |
5 |
Короленко Татьяна Витальевна |
6 |
Круглик Олег Юрьевич |
7 |
Рабкова Анна Алексеевна |
8 |
Романькова Юлия Александровна |
9 |
Фенич Андрей Сергеевич |
10 |
Цымбалова Карина Витальевна |
11 |
Шевцова Александра Вячеславовна |
12 |
Шпигарь Алина Александровна |
С целью выполнения задания 5.3 обучающимися объединений по интересам «Экоtime», «Реактив» проведено исследование по оценке уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне центра.
В ходе исследования определено:
количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающего по исследуемому участку;
количество сожженного автомобилем топлива за 1 ч пробега;
количество выделившихся вредных веществ за 1 ч;
Объект исследования: автотранспорт, проезжающий по исследуемому участку.
Методы исследования: наблюдение, оценка.
Для мониторинга выбраны два участка: ул. Войкова г. Добруша, ул. Октябрская г. Добруша.
1. Автотранспортная нагрузка.
Сначала был осуществлен подсчет количества единиц автотранспорта трех видов (легковые и грузовые автомобили, автобусы), прошедшего по участку за 1 час. Полученные данные представлены в таблицах 1 и 2. Далее по формулам произведено вычисление общего пути, проделанным каждым видом транспорта за это время.
Рассчитывали по формуле
L = Ni*l,
где N – количество автомобилей каждого типа за 1 ч;
i – обозначение типа автотранспорта;
l – длина участка, км.
Таблица 1 - Автотранспортная нагрузка (ул. Войкова, г. Добруш)
Вид транспорта |
За 1 час, Ni, шт |
Общий путь за 1 час, l км |
Легковой автомобиль |
34 |
3,4 |
Грузовой автомобиль |
2 |
0,2 |
Автобус |
1 |
0,1 |
Таблица 2 - Автотранспортная нагрузка (ул. Октябрьская, г. Добруш)
Вид транспорта |
За 1 час, Ni, шт |
Общий путь за 1 час, l км |
Легковой автомобиль |
86 |
8,6 |
Грузовой автомобиль |
14 |
1,4 |
Автобус |
3 |
0,3 |
2. Расчет количества топлива, сжигаемого двигателями автомашин.
Для непосредственного расчета количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, необходимо, прежде всего, знать, сколько топлива было затрачено автомобилями. Для определения количества использованного за 1 ч топлива применили формулу
Qi = Li*Yi,
где Qi – количество сжигаемого топлива за 1 ч, л;
Li – общий путь, пройденный каждым типом автомобилей за час, км;
Yi – удельный расход топлива для каждого вида автотранспорта (л/км). Значение Yi взято из таблицы 3. Результаты, полученные при расчете количества сжигаемого топлива, приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 3 - Нормы расхода топлива автотранспортом
Вид транспорта |
Средние нормы расхода топлива, л на 100 км |
Удельный расход топлива, Yi, л на 1 км |
Легковой автомобиль |
11–13 |
0,11–0,13 |
Грузовой автомобиль |
29–33 |
0,29–0,33 |
Автобус |
41–44 |
0,41–0,44 |
Таблица 4 - Общее количество сожженного автомобилем топлива за 1 ч пробега (ул. Войкова, г. Добруш)
Вид транспорта |
Общий путь за 1 ч, Li, км |
Количество топлива, Qi, л |
Легковой автомобиль |
3,4 |
0,374 |
Грузовой автомобиль |
0,2 |
0,058 |
Автобус |
0,1 |
0,041 |
Всего |
3,7 |
0,473 |
Таблица 5 - Общее количество сожженного автомобилем топлива за 1 ч пробега (ул. Октябрьская, г. Добруш)
Вид транспорта |
Общий путь за 1 ч, Li, км |
Количество топлива, Qi, л |
Легковой автомобиль |
8,6 |
0,946 |
Грузовой автомобиль |
1,4 |
0,406 |
Автобус |
0,3 |
0,123 |
Всего |
10,3 |
1,475 |
3. Расчет количества выделившихся вредных веществ за 1 ч, л.
Значение коэффициента для бензина представлено в таблице 6.
Результаты занесены в таблицу 7.
Таблица 6 - Значение коэффициента К
Вид топлива |
Значение коэффициента К |
||
угарный газ |
углеводороды |
диоксид азота |
|
Бензин |
0,6 |
0,1 |
0,04 |
Таблица 7 - Общее количество выделенных автомобилями вредных веществ за 1 ч (ул. Войкова, г. Добруш)
Вид топлива |
Количество топлива, Qi, л |
Количество вредных веществ, л |
||
угарный газ |
углеводороды |
диоксид азота |
||
Бензин |
0,473 |
0,2838 |
0,0473 |
0,01892 |
Таблица 8 - Общее количество выделенных автомобилями вредных веществ за 1 ч (ул. Войкова, г. Добруш)
Вид топлива |
Количество топлива, Qi, л |
Количество вредных веществ, л |
||
угарный газ |
углеводороды |
диоксид азота |
||
Бензин |
1,475 |
0,885 |
0,1475 |
0,059 |
По результатам таблиц 7 и 8 мы можем сделать вывод о том, что ул. Октябрьская имеет большую нагрузку автомобильным транспортом, чем ул. Войкова в 3,1 раза. Это связано с тем, что по ул. Войкова проезжают автомобили частного сектора и сотрудники центра. А по ул. Октябрьская идет сообщение между городом Добруш и Гомель (следуют рейсовые автобусы и др.).
Варианты решения проблемы:
1. Увеличить количество зеленых насаждений в городе. Для очищения воздуха от вредных выбросов рекомендуется сажать деревья: желтая акация, липа, береза (хорошие поглотители свинца); клен, осина, ольха (очищают воздух от угарного газа); клен американский, яблоня обыкновенная, ясень (очищают воздух от оксидов азота); тополь душистый, ива белая (очищают воздух от газообразных соединений серы); ель, сосна, ива белая, клен американский (очищают воздух от пыли).
2. Популяризировать велосипедный спорт, создавать в городе сеть велодорог.
3. Использовать автотранспорт, работающий на экологически чистом топливе.