ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения регионального этапа республиканского конкурса «Энергомарафон – 2024»
- Настоящая Инструкция определяет порядок проведения регионального этапа республиканского конкурса «Энергомарафон – 2024» (далее — Конкурс).
- Конкурс проводится с целью формирования активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде, энергетическим и природным ресурсам, повышения культуры обращения с энергоресурсами, популяризации среди детей и молодежи ценностей энергосбережения и энергоэффективности, выявления и распространения эффективного опыта учреждений образования по организации энергосбережения.
3. Основные задачи Конкурса: пропаганда методов экономии энергоресурсов; активизация исследовательской деятельности обучающихся и педагогических работников в области энергосбережения; стимулирование творческой деятельности учреждений образования по энергосбережению; развитие методов образования в области энергосбережения, энергоэффективности и экологии; разработка практических мер по экономии энергоресурсов, повышение эффективности использования энергоресурсов в быту; привлечение внимания общественности к вопросам энергосбережения, энергоэффективности и экологии.
- Конкурс проводится среди учреждений образования, педагогических работников учреждений образования, обучающихся учреждений образования, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы базового образования, образовательной программы общего среднего, профессионально-технического, дополнительного образования детей и молодежи; образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательной программы среднего специального образования.
- Конкурс проводится по следующим номинациям:
5.1. «Проект практических мероприятий по энергосбережению, энергоэффективности и возобновляемой энергии»;
5.2. «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов»;
5.3. «Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов», включающая следующие подноминации: «Видеоролик», «Листовка», «Плакат», «Рисунок»;
5.4. «Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования»;
5.5. «Лучший педагогический работник (преподаватель) по организации работы по воспитанию культуры ресурсо- и энергосбережения у обучающихся»;
5.6. «Геймификация в энергосбережении», включающая подноминации «Дидактическая игра», «Настольная игра», «Компьютерная игра».
- Организация и проведение регионального этапа Конкурса осуществляются отделом образования Добрушского районного исполнительного комитета (далее – райисполком), ГУО «Добрушский районный центр дополнительного образования».
Содействие в проведении конкурса могут оказывать коммерческие и некоммерческие организации Республики Беларусь, в том числе в рамках проектов в сфере энергосбережения, реализуемых в Беларуси совместно с международными организациями.
- Для организации и проведения конкурса на каждом этапе создаются организационные комитеты (далее — оргкомитет).
- Оргкомитеты на каждом этапе Конкурса:
осуществляют руководство подготовкой и проведением Конкурса;
согласовывают время и место проведения мероприятий Конкурса; определяют сроки подачи заявок на участие в Конкурсе;
определяют способы информационно-рекламной поддержки Конкурса, в том числе освещения его в средствах массовой информации;
решают иные вопросы, возникающие в ходе подготовки и проведения этапов Конкурса.
- Решения оргкомитета принимаются на заседаниях и оформляются протоколами. Оргкомитет правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей состава.
- В Конкурсе принимают участие учреждения образования, обучающиеся учреждений образования, которые представили в оргкомитет индивидуальные и (или) коллективные конкурсные работы, а также педагогические работники учреждений образования, представили индивидуальные конкурсные работы.
Для каждой индивидуальной и (или) коллективной конкурсной работы должен быть определен руководитель из числа педагогических работников учреждения образования или законных представителей обучающихся, за исключением педагогических работников учреждений образования, принимающих участие в номинации «Лучший педагогический работник (преподаватель) по организации работы по воспитанию культуры ресурсо- и энергосбережения у обучающихся».
Одним участником (коллективом участников) представляется одна конкурсная работа.
- Для участия в региональном этапе Конкурса руководители учреждений образования или законные представители обучающихся, педагогические работники направляют в оргкомитет следующие материалы:
заявку на участие в конкурсе с указанием номинации (подноминации) по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;
конкурсную работу по указанной в заявке номинации, оформленную в соответствии с требованиями согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.
Конкурсные работы победителей районного этапа конкурса в номинации «Геймификация в энергосбережении», включающая подноминации «Дидактическая игра», «Настольная игра», «Компьютерная игра», должны быть разработаны детьми (с учетом возрастных особенностей), а также быть авторскими, впервые разработанными.
Оргкомитет имеет право дисквалифицировать участника и лишить возможности участия в конкурсе в случае несоответствия работы требованиям к конкурсным работам, предъявляемым настоящей Инструкцией, а также не прохождения проверки на оригинальность текста, дублирование работ прошлых лет без доработки и пр.
- Для оценки конкурсных работ, подведения итогов и определения победителей по номинациям (подноминациям) оргкомитетами утверждаются составы жюри. Жюри возглавляет председатель.
Жюри на каждом этапе Конкурса:
определяет порядок оценки конкурсных работ;
оценивает конкурсные работы в соответствии с критериями согласно приложению 3 к настоящей Инструкции;
определяет победителей по номинациям (подноминациям) и вносит в оргкомитет предложения по их награждению;
оформляет протоколы принятия своих решений.
- Представленные на конкурс макеты, экспонаты участникам не возвращаются.
- Награждение по итогам регионального этапа Конкурса проводится в соответствии с протоколом жюри.
Победители и призеры регионального этапа награждаются дипломами отдела образования Добрушского райисполкома.
- Конкурсные работы победителей регионального этапа направляются оргкомитетом для участия в отборочном этапе республиканского Конкурса.
Приложение 1
к Инструкции о порядке
проведения регионального
этапа конкурса
«Энергомарафон – 2024»
ЗАЯВКА
на участие в областном этапе республиканского конкурса
«Энергомарафон – 2024»
Название номинации (подноминации) конкурса |
||
Область/район/город |
||
Наименование учреждения образования |
||
Название работы |
||
Хронометраж выступления (ролика)/количество страниц/количество предоставленных экземпляров |
||
Количество участников в номинации |
||
Фамилия, имя, отчество номинанта(ов) конкурса, возраст |
||
Контактные данные номинанта(ов) конкурса: мобильный телефон номинанта(ов) |
||
Стационарный телефон номинанта(ов) |
||
Адрес электронной почты номинанта(ов) |
||
Контактные данные руководителя(ей) проекта: фамилия, имя, отчество, мобильный телефон |
||
Адрес электронной почты руководителя (-ей) |
||
Дата подачи конкурсной работы |
Руководитель (ФИО) управления (отдела образования, отдела образования спорта и туризма, горрайисполкома, администрации района г.Гомеля), областного учреждения ____________/___________
Приложение 2
к Инструкции о порядке
проведения регионального
этапа конкурса
«Энергомарафон – 2024»
Требования к конкурсным работам по номинациям
№ п/п |
Наименование номинации |
Содержание конкурсных работ |
Структура конкурсных работ |
Дополнительные требования к конкурсным работам |
1. |
Проект практических мероприятий по энергосбережению |
В номинации представляются работы учащихся учреждений образования, описывающие практическое применение разработанного проекта по эффективному использованию энергоресурсов в учреждениях образования и в быту, а также проекты с описанием и подтверждением возможности получения энергии для собственных нужд, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии |
В проекте отражаются: информационные атрибуты (название проекта, автор, учреждение образования, сроки реализации); объект исследования; предмет исследования; решаемые проблемы (анализ ситуации, которая свидетельствует о необходимости принятия определенных мер); цель проекта; задачи проекта (пути достижения цели); предполагаемый результат; методы реализации проекта (способы и средства, с помощью которых выполняются задачи и достигаются поставленные цели); полученный экономический эффект; этапы реализации проекта (краткое описание деятельности по реализации проекта); основные виды ресурсов проектной деятельности: интеллектуальные (квалификацию персонала, информационные (наличие материалов, программ, публикаций, отражающих деятельность по данной проблеме), технологические (используемые технологии, планы), материальные, технические (база, оборудование) |
Объем представленных материалов не должен превышать 45 страниц формата А4. Страницы нумеруются, начиная с первой после титульного листа. Размер верхнего поля листа – 2 см, левого — 3 см, правого – 1,5 см, нижнего – 2 см, первая строка в абзаце с отступом 1,5 см, шрифт Arial, размер 14 пт, межстрочный интервал полуторный. Выравнивание производится по ширине с переносом слов. Текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур. Материал в электронном виде должен быть представлен в виде одного документа в текстовом редакторе WORD на электронный адрес: dob_cdo@dobrush.gov.by. Работы направляются по адресу г.Добруш, ул.Войкова, 1, ГУО «Добрушский РЦДО». |
2. |
Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов |
В номинации представляется публичный показ итогов творческой деятельности исполнителей или коллективов художественного творчества учреждений образования по теме энергосбережения |
- |
Состав коллектива — не более 10 человек (не допускается участие взрослых). Продолжительность выступления – не более 10 минут. Для предварительного просмотра представляется видеоролик с выступлением. Видеоматериал передается на электронном носителе и на электронный адрес: dob_cdo@dobrush.gov.by |
3. |
Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов |
|||
3.1. |
Подноминация «Видеоролик» |
Рекламный видеоролик по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов |
- |
Продолжительность видеоролика до 30 секунд. Формат видеофайла mpg, avi, mpeg, АVI Tуре 2, РАL 720х576, 25 кадров/сек., Lower Field First (LFF), кодек Matrox DV/DVCAM. Аудио: WAV РСМ 16 bit, STEREO, 48 kHz, обе аудиодорожки должны быть идентичны друг другу. Уровень звука – 10. Видеоролик отсылается на электронный адрес: dob_cdo@dobrush.gov.by |
3.2. |
подноминация «Листовка», «Плакат», «Рисунок» |
Листовка, плакат и рисунок по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов |
- |
Листовка и плакат представляются на бумажном и электронном носителях в форматах PDF (программа Acrobat Reader), CDR (программа Corel Draw), INDD (программа Indesign) или JPEG (с разрешением не менее 300 dpi). Формат листовки – А4. Формат плаката – А 1 или А2. Рисунок предоставляется на электронном и бумажном носителях форматом от А4 до А1, выполненный в любой технике, включая аппликацию. Описание содержания работ отражается в приложениях, передается на бумажном и электронном носителях (бумажный вариант описания приклеивается к обратной стороне работы). Творческие работы направляются по адресу: ул.Войкова, 1, ГУО «Добрушский РЦДО», электронная почта: dob_cdo@dobrush.gov.by |
4. |
Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования |
В номинации предоставляется целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий в учреждении образования по воспитанию у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов, основанных на достижениях науки и эффективного педагогического опыта, отражающих работу учреждения образования как информационного пространства по пропаганде в сфере энергосбережения |
Отражаются следующие направления деятельности: образовательная; информационно-аналитическая, экспертно-консультативная, организационно-методическая, научно-исследовательская, редакционно-издательская. |
Объем представленных материалов не должен превышать 45 страниц формата А4. Страницы нумеруются, начиная с первой после титульного листа. Размер верхнего поля листа – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см, нижнего – 2 см, первая строка в абзаце с отступом 1,5 см, шрифт Arial, размер 14 пт, межстрочный интервал полуторный. Выравнивание производится по ширине с переносом слов. Текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур. Материал в электронном виде должен быть представлен одним документа в текстовом редакторе WORD. Проект направляется на электронный адрес: dob_rumk@dobrush.gov.by |
5. |
Номинация «Лучший педагогический работник (преподаватель) по организации работы по воспитанию культуры ресурсо- и энергосбережения у обучающихся» |
В номинации представляется система работы педагогического работника, действий и мероприятий: дидактические материалы, разработка уроков по энергосбережению, разработки занятий кружков, факультативов, воспитательных мероприятий по обучению школьников основам энергоэффективности, отражающие активную позицию педагога при формировании у учащихся навыков энергосбережения |
Отражаются следующие направления деятельности педагога: воспитательная работа; учебная деятельность (содержание образовательной программы); научно-методическая и научно-исследовательская; культурно-просветительская и творческая работа |
Объем представленных материалов не должен превышать 30 страниц формата А4. Страницы нумеруются, начиная с первой после титульного листа. Размер верхнего поля листа – 2 см., левого – 3 см., правого – 1,5 см, нижнего – 2 см, первая строка в абзаце с отступом 1,5 см, шрифт Arial, размер 14 пт, междустрочный интервал полуторный. Выравнивание производится по ширине с переносом слов. Текст печатается без сокращений. Кроме общепринятых аббревиатур. Материал в электронном виде должен быть представлен в виде одного документа в текстовом редакторе WORD и направлен на электронный адрес dob_rumk@dobrush.gov.by |
6. |
Геймификация в энергосбережении |
|||
6.1. |
Подноминации «Дидактическая игра», «Настольная игра». Работы направляются по адресу: г.Добруш, ул.Войкова, 1 (ДРЦДО) и на электронный адрес dob_cdo@dobrush.gov.by Подноминация «Компьютерная игра» отправляется на электронный адрес dob_cdo@dobrush.gov.by |
В номинации представляются проекты обучающего, развивающего, воспитывающего, игрового характера по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов |
Компьютерный игровой проект может быть разработан на платформах GameMaker, Construck, Stancyl, Scratch, Gamesaland, Orx, и т.д., а так же в любых доступных фреймворках. В представленном проекте (игре) должны быть отражены знания о культуре энергосбережения в игровой форме |
Работа должна быть разработана детьми, быть авторской и впервые разработанная. Предоставляется в виде-фото формате с описанием правил игры. Работа сопровождается пояснительной запиской и должна содержать титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение. Титульный лист является первой странице работы и заполняется по строго определённым правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учреждения образования. В среднем поле дается заглавие работы. Далее, с выравниванием по правому краю титульного листа, указываются фамилия и имя исполнителя (-ей) работы, ниже – должность руководителя, его фамилия, имя, отчество. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год написания. После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все разделы работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, цель и содержание поставленных задач. В конце вводной части раскрывается структура работы (дается перечень ее структурных элементов). В разделе основной части указывается полное описание игры (инструкция по ее использованию). Работа завершается заключением. В нем делаются выводы о проделанной работе. Работа печатается на бумаге формата А4 (с одной стороны листа, шрифт TimesNewRoman 14, через полтора интервала). Объем работы не более 10 страниц. |
Приложение 3
к Инструкции о порядке
проведения отборочного
этапа конкурса
«Энергомарафон – 2024»
Критерии оценки конкурсных работ по номинациям
№ п/п |
Критерии оценки |
Оценка в баллах (1 балл - критерий отражен недостаточно; 2 балла - критерий отражен частично; З балла - критерий отражен полностью) |
|
1 |
Проект практических мероприятий по энергосбережению |
||
1.1 |
Степень самостоятельности в выполнении проекта |
||
1.2 |
Качество оформления проекта |
||
1.3 |
Оригинальность подхода к реализации проекта |
||
1.4 |
Экономические показатели проекта (в т.ч, его стоимость) |
||
1.5 |
Реализация проекта на практике |
||
Итого: |
|||
2 |
Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов |
||
2.1 |
Полнота раскрытия темы |
||
2.2 |
Новизна изложения материала |
||
2.3 |
Артистизм и динамичность исполнения |
||
2.4 |
Художественное оформление |
||
2.5 |
Композиционная стройность сценария |
||
Итого |
|||
3 |
Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов Подноминации: «Видеоролик», «Листовка», «Плакат», «Рисунок» |
||
3.1 |
Актуальность темы |
||
3.2 |
Художественный уровень исполнения |
||
3.3 |
Оригинальность идеи |
||
3.4 |
Информационная и эмоциональная эффективность воздействия |
||
3.5 |
Выразительность используемых средств |
||
3.6 |
Качество представленных материалов |
||
Итого: |
|||
4 |
Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования |
||
4.1 |
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в области энергосбережения |
||
4.2 |
Интеграция вопросов энергосбережения в содержании образовательного процесса в учреждениях образования |
||
4.3 |
Воспитание культуры энергопотребления у обучающихся во вне образовательного процесса учреждения образования |
||
4.4 |
Формы мотивации деятельности участников образовательного процесса по воспитанию культуры энергопотребления |
||
4.5 |
Просветительская работа с родителями и общественностью |
||
4.6 |
Результативность информационно-пропагандистской работы |
||
4.7 |
Создание единого информационного пространства в освоении теоретической базы, получении практических навыков и опыта учебно-методической работы в области энергосбережения |
||
4.8 |
Роль учреждения образования как опорной площадки в формировании системной работы по энергосбережению в регионе |
||
4.9 |
Организация обмена опытом, содействие подготовке педагогических работников по вопросам энергосбережения |
||
Итого |
|||
5. |
Номинация «Лучший педагогический работник (преподаватель) по организации работы по воспитанию культуры ресурсо- и энергосбережения у обучающихся» |
||
5.1. |
Результативность системы работы педагогического работника, включая количество обучающихся и родителей, включенных в работу по энергосбережению, победителей конкурсов и другое |
||
5.2. |
Активизация познавательной деятельности обучающихся; разнообразие форм, методов, видов деятельности, приемов в воспитании культуры энергопотребления у обучающихся |
||
5.3. |
Развитие у обучающихся навыков самостоятельной научно-практической, аналитической работы и приемов исследовательской деятельности (наличие проектов практических мероприятий по энергосбережению, руководство которых осуществлялось педагогов) |
||
5.4. |
Применение инновационных технологий, наличие авторской позиции и результативность творческой деятельности педагога |
||
5.5. |
Оригинальное изложение материала и выводов |
||
Итого |
|||
|
|||
6.1. |
актуальность и практическая значимость работы |
||
6.2. |
степень самостоятельности в выполнении проекта |
||
6.3. |
оригинальность (новизна идеи разработки, программных решений, отдельных элементов) |
||
6.4. |
понятность изложения игры |
||
6.5. |
образовательная ценность |
||
6.6. |
соответствие возрастным особенностям |
||
6.7. |
качество исполнения |
||
Итого |